На пути в здоровый город

​​Справедливая мобильность: политика перемещения в эпоху крайностей

Профессор Социологии и Директор центра исследований и политик мобильности в Университете Дрексела Мими Шиллер сформулировала подробную концепцию справедливой мобильности, реализовав которую можно прийти к разрешению трёх основных мировых кризисов – урбанистического, климатического, миграционного.

Сквозной темой всех глав книги является справедливость. Открывается книга общим описанием этических систем, в которых по-разному определяется что хорошо, и что такое плохо. Затем мы знакомимся с широким взглядом на мобильность, в котором могут быть обнаружены события очень широкого спектра - от финансовой транзакции и велопоездки до смены пола и индустриализации развивающихся стран. Справедливость в сфере мобильности рассматривается с позиций телесности, сексуальности и гендера, транспорта, технологий, правовых режимов, городской планировки, национальных и виртуальных границ, милитаризма и климатических процессов. 

Глава за главой, Шеллер показывает, как накопившиеся буквально во всех областях жизни проблемы можно решать с помощью принципов справедливости в сфере перемещения и смены статуса. Всё это - с подробным обоснованием в виде работ других ученых. Концепция глобальная и крутая, но отраслевые эксперты точно найдут, о чем поспорить. Например, об отмене классов повышенной комфортности в авиации или границах стран, как механизме дискриминации людей по национальному признаку.  

Подробная рецензия-пересказ выйдет в журнале «Городские исследования и практики». Короткую уже сейчас можно прочить в издании ШЭР.



А вот 28 основных принципов справедливой мобильности согласно Мими Шеллер:

  • Свобода передвижения любого человека должна быть ограничена правилом взаимности: без подавления, без угроз и без лишения самой способности передвигаться

  • Мобильности индивида не должна быть ограничена непреднамеренными физическими или символическими угрозы, включая требования к форме одежды, требования к сегрегации средств передвижения, или другие временные или пространственные ограничения

  • Пол, сексуальная ориентация и другие маркеры самоидентификации не должны служить базой для ограничения передвижения и пребывания в общественном пространстве

  • Расовые, этнические, религиозные или национальные признаки (относится и к туземным народностям) индивидуума не должны быть причиной для контроля над всей группой со схожими признаками и не должны служить поводом для ограничения их в передвижениях

  • Универсальный дизайн необходим к внедрению во всех общественных зданиях, сервисах и пространствах (физических и виртуальных) с целью обеспечить равную доступность для каждого человека. В первую очередь фокус должен быть на общественном транспорте и медиа

  • Права детей, пожилых людей, беременных женщин и лиц с особенностями физического развития должны быть защищены и учтены на этапах планирования и дизайна

  • Защита задержанных в рамках Акта Хабеас Корпус должна распространяться на всех людей, независимо от гражданства, а государства не вправе заключать людей под стражу без юридических оснований, правовых процедур и представительства защиты

  • Системы общественного транспорта не должны в произвольном порядке отказывать в предоставлении сервиса или вводить ограничения

  • Города должны гарантировать создание систем общественного транспорта с минимальным порогом доступности, основываясь на данных анализа. Это процесс должен в сторону постепенного регресса преференций для личных автомобилей

  • Правила проектирования улиц должны гарантировать пространство для каждого, давать возможность передвигаться любым удобным способом и не допускать доминирования одного вида транспорта (например, автомобилей)

  • Города должны сфокусироваться на сохранении общественных пространств, поддерживать мультимодальные пространства и пространства совместного использования, не допуская создания «фильтрующей» инфраструктуры, дающей преимущества одним и недоступной для других

  • Стандарты транзитно-ориентированного проектирования должны включать системы оценки и мониторинга эффектов системы городского транспорта на доступность жилья, безбарьерность среды и социальную инклюзию. В принятие решений должны быть вовлечены местные сообщества

  • Инфраструктура для общественных транспорта, коммуникаций и информационных систем должна открыто финансироваться обществом и быть доступной для всех его членов

  • Информационные и коммуникационные технологии, используемые в штатном режиме и, особенно, в случае чрезвычайных происшествий, должны быть быть максимально доступны для всех, кто в них нуждается

  • В сети должен быть закреплен сетевой нейтралитет, а базы данных должны быть открытыми и доступными. Результаты всех исследований, профинансированных государством, должны быть опубликованы для открытого доступа

  • Личные данные должны быть защищены законодательством, а государства и корпорации не должны иметь возможностей для поиска, использования и передачи этих данных без специального разрешения

  • Зоны “офшоров” должны подчиняться регулированию, а налоги и отчетность обладателей капиталов должны быть учтены по месту резидентства

  • У каждого человека должно быть право покинуть и вернуться в то место, которое он считает родиной

  • У бегущих от войны есть право спасаться бегством. Международное сообщество должно также заняться подготовкой к потокам климатических беженцев в скором будущем

  • В вопросах пересечения границ должно главенствовать честность и равноправие, а запретительные меры не должны касаться целых групп людей из-за их расы, религии, национальности, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, состояния здоровья и социально-экономического статуса

  • Ни один человек не должен подвергаться задержанию и депортации без необходимых юридических оснований и возможности выступить с свою защиту. недопустимо создание специальных лагерей для таких людей

  • Туризм не должен нарушать частные границы, ограничивать чье-либо передвижение или создавать дополнительную нагрузку на места посещения (мусор и тп)

  • Пострадавшие от климатических изменений люди должны иметь возможность переезда в другие страны, в первую очередь в ответственные за климатический кризис

  • Климатическая справедливость должна быть реализована таким образом, чтобы передвижения в одном географической точке не создавали загрязнения и негативные эффекты в другой без предварительных договоренностей и последующих компенсаций

  • Индустрии и страны, наиболее ответственные за загрязнение окружающей среды, в первую очередь обязаны сфокусироваться на снижении выбросов и компенсации созданного вреда. Глобальный фонд, собранный из отчислений загрязнителей, должен заниматься координацией решения проблемы в планетарном масштабе

  • Государства должны сместить фокус субсидий с добывающей энергетики на возобновляемую, параллельно вводя меры глобального стандарта “Инициатива прозрачности добывающих отраслей”

  • Защита всеобщих благ – таких как водоносные горизонты, реки, океаны, морские шельфы, горы, атмосфера, Антарктика, Арктика и внепланетные объекты – должна быть приоритетней выгодных торговых путей и частных бизнес-проектов

  • Все государства и транснациональные корпорации должны объединиться для взаимодействия на платформе учета глобального углеродного (и других парниковых газов) бюджета для скорейшей установки контроля над климатическими изменениями.



Хотите принять участие в обсуждении книги и концепции онлайн? Оставляйте комментарий тут: ССЫЛКА
Рекомендации
Made on
Tilda