На пути в здоровый город

6 шагов к дизайну "здоровых" городов

По некоторым оценкам, города потребляют более 2/3 энергии, производимой во всем мире. При этом на их долю приходится более 70% выбросов углекислого газа. Объемы данных параметров продолжают неуклонно расти по причине непрерывного процесса урбанизации, захватившего территории по всему миру. Ставя своей целью изобрести новые модели более эффективного удовлетворения потребностей городов в энергии, голландская студия FABRICations занимается исследованиями и разработкой современных подходов к «оздоровлению» городской среды за счет снижения уровня углеродных выбросов и заботы об экологии с помощью инновационных решений в дизайне городских пространств.



Для сокращения негативного воздействия от жизнедеятельности города на планету FABRICations предлагает пересмотреть работу основных городских систем, а также выступает за переосмысление понятия «город» в современном контексте. Так, в цикле проектов «Городской метаболизм» («Urban Metabolism») города рассматриваются как многоуровневые системы, состоящие из пересекающихся элементов - инфраструктур. При этом в основе их взаимодействия лежат циклические процессы, когда остаточные продукты от функционирования одной системы становятся ресурсами для работы другой. Именно циркулярность является ключевым принципом, который объединяет шесть стратегий развития и управления городскими территориями в рамках концепции «Городской метаболизм». Проект направлен на поддержание «здоровья» городов будущего и включает в себя разнообразные исследовательские проекты и коллаборации в сфере дизайна урбанистических систем». Далее мы рассмотрим подробнее стратегии, которые предлагают FABRICations.

1. Повторное использование остатков тепла и энергии, что в конечном итоге становится ресурсом для функционирования публичных пространств и способствует мобильности жителей города
Данная стратегия была протестирована в процессе реализации проектов «Метаболизм Роттердама» - «Metabolism of Rotterdam» - и «Региональная пространственная повестка Брабанта» - «Regional Spatial Agenda for Brabant». В Роттердаме команда FABRICations использовала огромное количество остатков тепла, накопленных в индустриальных частях города, для отопления домов, офисных зданий, теплиц и общественных пространств.
Metabolism of Rotterdam
Metabolism of Rotterdam
Во втором проекте остаточное тепло стало ресурсом для растапливания льда на городских велосипедных дорожках, при этом гарантировалось, что все 100% избыточного тепла будет утилизировано. Важно также отметить, что предложение использовать тепло для для повышения комфортности передвижения велосипедистов в зимний сезон стало инициативой местного сообщества.
Regional Spatial Agenda for Brabant
Regional Spatial Agenda for Brabant

2. Превращение городского пространства в «губку» путем создания сооружений для накопления ливневой воды, которые выполняют дополнительные функции вне сезонов дождей

Проект «Расширение Нинго-Прампрам» - «Ningo-Prampram expansion», реализованный в Гане, был направлен на расширение городской территории для 1.8 миллионов жителей. В данном случае городской ландшафт был благоустроен по принципу создания резервуара для сохранения остатков ливневой воды. С учетом местных топографических особенностей в городскую среду были интегрированы специальные «зеленые» системы - в результате была создана универсальная среда для производства еды, отдыха и сохранения биологического разнообразия.
Ningo-Prampram expansion
Ningo-Prampram expansion

3. Сохранение и использование органических отходов для удобрения городских ферм и экологичного энергообеспечения

В ходе проекта «Метаболизм Роттердама» - «Metabolism of Rotterdam» - также было необходимо определить перспективы использования органических отходов. В этих целях была разработана система сбора биогенных веществ и фосфатов в водных потоках. Обычно ценные нутриенты вымываются в процессе сельскохозяйственной деятельности и попадают в реки, между тем, они могут быть использованы в рыбоводстве и энергообеспечении. Более того, дизайнеры FABRICations предположили, что домашние системы сортировки отходов могут стать дополнительным инструментом для извлечения максимальной ценности из отходов - производства белка и энергии из остатков биомассы.

4. Формирование практики повторного использования строительных отходов, сокращение объема логистики строительных материалов и нового строительства в пользу реконструкции и сохранения существующего архитектурного наследия, что впоследствии становится ценностью для местного сообщества

Задача другого проекта FABRICations, «Bajes Kwartier», состояла в переустройстве территории - так, бывшая тюрьма превратилась в современный жилой район, благоустроенный по принципам экологичности. В процессе строительства уровень углеродных выбросов был значительно снижен за счет повторного использования 95% строительных материалов. Команда решила сохранить четыре существующих здания и трансформировать их в общественные пространства - в перспективе они могут стать новыми культовыми местами для местных жителей и туристов.


5. Трансформация городских территорий, оставленных без внимания со стороны городских властей и урбанистов, с целью повышения экологичности среды и стимулирования здорового образа жизни за счет прямого контакта с природой

Такой подход был предложен в проекте «Экологичная энергетическая сеть» - «Ecological Energy Network». В бюро разработали дизайн для территорий вблизи линий электропередач, превратив пустующие территории в «зеленые» пространства, где представлено крупнейшее в Нидерландах разнообразие биологических видов. Такие территории обычно обходятся без внимания со стороны специалистов по развитию и управлению городскими территориями. Создание подобных «зеленых коридоров» позволяет создать дополнительную ценность для города и местных жителей.

Ecological Energy Network
Ecological Energy Network
6. Обеспечение экологичной мобильности и доступности электрического транспорта путем создания необходимой инфраструктуры и условий для возобновляемости энергетических ресурсов

В проекте «Автомобильные дороги и город» - «Highway x City», ключевые транспортные пути были трансформированы в бульвары, которые стали удобнее для передвижения пешеходов и велосипедов. Также были установлены зарядные станции для электрических транспортных средств и проложены подземные маршруты движения.
Highway x City
Highway x City
В процессе реализации проекта «Анализ велосипедной системы Измира» - «Izmir Cycling Scan» были отмечены значимые культурные и досуговые места в непосредственной близости от существующей сети велосипедных дорожек для создания велосипедных маршрутов, которые способствовали бы популяризации велосипедной мобильности, ориентированной на культурный досуг.
Izmir Cycling Scan
Izmir Cycling Scan
Текст подготовлен по материалам статьи «6 Steps for Designing Healthy Cities», опубликованной на сайте ArchDailyhttps://bit.ly/3bvssnz
Примеры
Made on
Tilda