«Стратегия активной мобильности» утверждена Правительством Португалии

Правительство Португалии утвердило «Стратегию активной мобильности» (ENMAC 2020-2030), в которой основной приоритет отдан развитию велосипедного транспорта. До 2030 года Правительство предлгает построить 8000 км велодорожек.

 


 

У проекта уже есть неплохая инфраструктурная база – уже сегодня в Португалии создана сеть велодорожек длинной 2000 километров. При этом количество жителей страны, регулярно использующих велосипед в качестве транспорта, составляет всего около 1%, что все еще очень далеко от среднеевропейского показателя в 7,5%.

Для того, чтобы существенно повлиять на этот показатель, предлагается запустить независимый от политических циклов процесс, который помимо строительства будет включать и популяризацию активного и здорового образа жизни с параллельным повышением его доступности.

Как и любая хорошая стратегия, ENMAC 2020-2030 включает систему показателей для слежения за ее реализацеий – всего их более 50, они помогут следить за эффектами в сфере культуры, экологии, образования и законодательства. В качестве специальных проектов планируется внедрения внеклассных занятий по велосипедной культуре в начальных школах, расширение медицинской страховки для студентов и расширение сети проката велосипедов.

Важным отличительным признаком документа является и то, что в его подготовку было активно вовлечено сообщество – Португальская ассоциация городских велосипедистов несколько месяцев работала в тесном контакте с чиновниками, предлагая решения по повышению безопасности и удобства будующей сети. Обе стороны получили что хотели, а риск конфликтов максимально снижен – в этом и заключается основной  смысл процесса вовлечения.

Читая новости о португальской стратегии в России сложно удержаться от сравнения. К сожалению, оно окажется совершенно не в пользу последней. Целостной велосипедной сети даже в густонаселенной западной части страны не существует. Исключением являются несколько отдельных небольших городов, где благодаря воле местных властей удалось продвинуться далеко вперед. Начавшаяся было в Москве «велосипедная революция» захлебнулась в волнах желания получить быстрый эффект от других проектов и нежелании делать приницпиальную ставку на двухколесный транспорт. Ряд отдельных проектов продолжают работу и отстаивают перспективность велосипедов  (Let’s bike it!, Привет, Велосипед! или VeloNation), появляются небольшие независимые студии обучения детей велокультуре (Красный насос). Несколько лет назад Министерство транспорта РФ ввело новые знаки и правила специально для велосипедистов, продемонстрирова определенный уровень внимания, но о масштабном и стратегическом партнерстве с государством говорить сложно. Подробней об акутальной ситуации в российских городах можно прочитать в статье выпускницы Высшей школы урбанистики Татьяны Иванниковой на сайте Greenpeace. 

Автор: Артем Герасименко


Презентация стратегии находится тут, но для ее прочтения потребуется знание языка страны: ССЫЛКА

 

, ,